Ситуационный центр как инструмент управления

Ситуационный центр

Это автоматическое письмо от портлета [$PORTLET_NAME$]. Следующие ресурсы были добавлены для портлетов [$PORTLET_TITLE$]: [$ASSET_ENTRIES$]. С Уважением, [$FROM_NAME$] [$FROM_ADDRESS$] —>

Как войти в личный кабинет СЦ?

Вход в личный кабинет Ситуационного центра (https://sc.minsvyaz.ru) возможен только представителям организаций, а не физическим лицам. Для входа в личный кабинет Ситуационного центра  перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Вход». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой  телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Войти как» нажать на строку с названием Вашей организации. Более подробно необходимые действия описаны в Инструкции по обеспечению доступа в личный кабинет СЦ.

Как подключиться к СМЭВ?

В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА. С критериями определения Участников можно ознакомиться в документе, опубликованном на Технологическом портале СМЭВ: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/194774.

Для подключения к СМЭВ необходимо направить заявку на присоединение к Регламенту СМЭВ. Оригинал заявки направляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7) с сопроводительным письмом на бланке организации. Дополнительно посредством личного кабинета Ситуационного центра необходимо создать запрос на подключение к СМЭВ приложив скан-копию направленной заявки на присоединение.

Примечание:

Территориальные органы/структурные подразделения не являются Участниками взаимодействия. Взаимодействие со СМЭВ структурных подразделений осуществляется через головную организацию. Взаимодействие внутри организации производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.

Как правильно оформить заявку на доступ к электронному сервису?

Один из этапов получения доступа к электронному сервису Поставщика в СМЭВ является оформление заявки на предоставление доступа к электронному сервису (Актуальную форму заявки можно найти на http://smev.gosuslugi.ru/portal/). Заявка должна включать сведения:

1. Наименование Участника информационного взаимодействия в СМЭВ, ОГРН — Потребителя информации, запрашивающего доступ;

2. Наименование и мнемонику информационной системы Потребителя, интерфейсом которой является электронный сервис, который будет обращаться к запрашиваемому сервису Поставщика. Мнемоника ИС — это буквенно-цифровой код информационной системы Участника информационного взаимодействия, который присваивается ИС в процессе ее регистрации в СМЭВ;

3. Наименование Поставщика информации в СМЭВ – Поставщика электронного сервиса, к сервису которого запрашивается доступ;

4. Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием конкретных пунктов (частей, статей), подтверждающих основание получения доступа к электронному сервису (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Участника информационного взаимодействия об утверждении административных регламентов, соглашения об информационном обмене, иные правовые акты, предусматривающие информационное взаимодействие);

5. Наименование электронного сервиса с указанием идентификатора сервиса в СМЭВ (SID….);

6. Таблицу с указанным уровнем доступа к электронному сервису (полный уровень доступа ко всем операциям электронного сервиса или доступ к конкретным операциям электронного сервиса, перечисленным в таблице);

7. Подпись уполномоченного лица Потребителя, заверенную соответствующей гербовой печатью.

Как правильно оформить заявку на доступ к Виду сведений?

Одним из этапов получения доступа к Виду сведений (далее — ВС) в продуктивной среде СМЭВ 3 является оформление участником заявки на предоставление доступа к ВС (Актуальную форму можно найти на: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/). 

Заявка должна включать следующие сведения:

  • Наименование участника информационного взаимодействия в СМЭВ, запрашивающего доступ;

  • Наименование и мнемоника информационной системы участника (далее — ИС), которая будет взаимодейтсовать с запрашиваемым ВС. Мнемоника ИС — это буквенно-цифровой код ИС участника информационного взаимодействия, который присваивается ИС в процессе ее регистрации в СМЭВ;

  • Дата и номер соглашения о взаимодействии, заключенного с Оператором СМЭВ;

  • Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием конкретных пунктов (частей, статей), подтверждающих основание получения доступа к ВС (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы участника информационного взаимодействия об утверждении административных регламентов, соглашения об информационном обмене, иные правовые акты, предусматривающие информационное взаимодействие);

  • Наименование ВС, к которому запрашивается доступ;

  • Телефон или адрес электронной почты для информирования о предоставлении доступа к ВС;

  • Должность и контактные данные технического специалиста участника в случае возникновения необходимости получения консультативной помощи по функционированию ИС участника;

  • Подпись уполномоченного лица участника, заверенная соответствующей гербовой печатью.

На основании чего требуется электронный адрес smev@<домен организации>?

В соответствии с п. 5.1 Регламента СМЭВ 2.х и п. 9.1 Регламента СМЭВ 3.х:

Участник должен создать выделенный электронный почтовый ящик, предназначенный для переписки по вопросам СМЭВ. Адрес почтового ящика должен быть составлен следующим образом: smev@<домен>, где <домен> это домен, владельцем которого является Участник.

Запрос по электронной почте должен отправляться только с выделенного почтового ящика, предназначенного для переписки по вопросам СМЭВ, вида smev@<домен>, в противном случае он не будет рассмотрен.

Дополнительно напоминаем о том, что основным способом направления обращения является личный кабинет ситуационного центра. Для входа необходимо перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Войти». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Выбор роли» нажать на строку с названием Вашей организации.

Электронная почта является резервным способом направления обращения, который используется в случае недоступности https://sc.minsvyaz.ru.

Как подключить к СМЭВ информационную систему?

Для подключения к СМЭВ информационной системы, участвующей в предоставлении государственных услуг или исполнении государственных функций, Участнику информационного взаимодействия необходимо:

1. Получить средства технологической электронной подписи для каждой информационной системы, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу http://e-trust.gosuslugi.ru/CA;

2. Направить Оператору СМЭВ запрос на подключение информационных систем с приложением Формы предоставления информации об информационной системе и сертификата ключа электронной подписи информационной системы в формате BASE 64;

— проверить взаимодействие каждой информационной системы с помощью cервисов проверки взаимодействия; 

4. При отрицательных результатах тестирования провести мероприятия по устранению выявленных недостатков совместно с Оператором СМЭВ.

Мнемоника ИС Участника информационного взаимодействия будет предоставлена Оператором СМЭВ после регистрации информационной системы. Заявка на подключение может поступить только от Участника взаимодействия (ОИВ, ОМСУ, КО, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, Верховный суд РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Госкорпорация Роскосмос, ПА, БПА ), территориальные органы не являются Участниками взаимодействия, к СМЭВ не подключаются. Взаимодействие внутри ОИВ производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.

Где взять информацию о Видах сведений, находящихся в эксплуатации и готовящихся к вводу в эксплуатацию?

Информация о зарегистрированных ВС доступна по ссылке, дополнительно публикуется на главной странице Техпортала СМЭВ 3 и в разделе «Новости» Техпортала СМЭВ 3.

Дополнительно размещенПлан перехода ФОИВ на предоставление сведений в СМЭВ 3

Где скачать актуальную версию библиотек клиента СМЭВ 3?

Реализован ли функционал мониторинга доступности продуктивных региональных сервисов СМЭВ?

Данный функционал реализован и введен в продуктивном режиме 16.12.2015. Для проверки доступности регионального сервиса необходимо перейти в раздел «Региональные сервисы» и нажать кнопку «Доступность сервиса» в правой части экрана напротив сервиса, доступность которого требуется проверить. Также Вы можете подписаться на RSS-рассылку о недоступности сервисов на главной странице технологического портала СМЭВ. 

Описание функционирования инструмента проверки доступности сервисов можно найти на главной странице технологического портала или скачать по ссылке.

Как обеспечить защищенный канал связи для подключения к СМЭВ?

Для обеспечения защищенного канала связи для подключения к СМЭВ Поставщику необходимо:

  • Оповестить Оператора СМЭВ о готовности подключения своих информационных систем к СМЭВ через Портал поддержки, приложив к обращению подписанную заявку на присоединение. 

  • За счет собственных средств обеспечить выполнение технологических операций по присоединению своей информационной системы к СМЭВ с учетом требований к сети передачи данных участников информационного обмена.

Оператор эксплуатации ИЭП, на договорной основе обеспечивает следующие работы:

  • поставку криптооборудования , типовой комплект оборудования состоит из двух единиц (основное устройство и «горячий резерв»);

  • монтаж криптооборудования по указанному в договоре адресу. Типовой комплект оборудования состоит из двух единиц (основное устройство и «горячий резерв»);

  • предварительную настройку и запуск криптооборудования (на основе представленных организацией технических сведений по форме, приложенной к Требованиям к Участникам информационного взаимодействия при подключении криптомаршрутизатора );

  • обслуживание производственных функций защищенного канала связи.

Есть ли примеры полных конвертов запросов, отправляемых в СМЭВ 3?

Примеры полных конвертов сообщений СМЭВ 3 доступны по ссылке, приведенной нижеПримеры полных конвертов сообщений СМЭВ 3 

Что такое ГУЦ?

Информационная система головного удостоверяющего центра

Назначение системы:

  • Создание и контроль актуальности сертификатов электронной подписи аккредитованных удостоверяющих центров
  • Выполнение проверок сертификатов электронной подписи

Подробная информация

Ссылка на систему: e-trust.gosuslugi.ru

Ситуационный центр

Ситуационный центр​ обеспечивает эффективное и качественное взаимодействие информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства, и предоставляет информационно-методическую поддержку участникам взаимодействия.

  • Количество услуг предоставленных через ЕПГУ за текущий год

  • Количество оплат осуществленных через платежный шлюз ЕПГУ за текущий год

  • Количество сообщений СМЭВ за текущий год

Количество обращений в ФГИС «ФСЦ ЭП» по состоянию на 05.02.2021.

1,93 млн.

всего с 01.01.2015

0,03 млн.

всего с 01.01.2019

Предоставление оперативной и аналитической отчетности о работе систем ИЭП

132 144 156

пользователей ЕСИА

Справочник Видов сведений (ВС): поиск ВС, руководства пользователя ВС, эталонных сообщений ВС, формата сведений.

3 363 820 650

количество сообщений СМЭВ за текущий год

Информация о работоспособности информационных систем.

4 755

сервисов на мониторинге

701

видов сведений на мониторинге

Документы и инструкции по информационно -методической поддержкe участников взаимодействия.

Новых документов за текущий месяц

814

Всего документов

Это автоматическое письмо от портлета [$PORTLET_NAME$]. Следующие ресурсы были добавлены для портлетов [$PORTLET_TITLE$]: [$ASSET_ENTRIES$]. С Уважением, [$FROM_NAME$] [$FROM_ADDRESS$] —>

Как подключиться к СМЭВ?

В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА. С критериями определения Участников можно ознакомиться в документе, опубликованном на Технологическом портале СМЭВ: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/194774.

Для подключения к СМЭВ необходимо направить заявку на присоединение к Регламенту СМЭВ. Оригинал заявки направляется в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7) с сопроводительным письмом на бланке организации. Дополнительно посредством личного кабинета Ситуационного центра необходимо создать запрос на подключение к СМЭВ приложив скан-копию направленной заявки на присоединение.

Примечание:

Территориальные органы/структурные подразделения не являются Участниками взаимодействия. Взаимодействие со СМЭВ структурных подразделений осуществляется через головную организацию. Взаимодействие внутри организации производится по внутренним каналам Участника взаимодействия.

Как правильно оформить заявку на доступ к электронному сервису?

Один из этапов получения доступа к электронному сервису Поставщика в СМЭВ является оформление заявки на предоставление доступа к электронному сервису (Актуальную форму заявки можно найти на http://smev.gosuslugi.ru/portal/). Заявка должна включать сведения:

1. Наименование Участника информационного взаимодействия в СМЭВ, ОГРН — Потребителя информации, запрашивающего доступ;

2. Наименование и мнемонику информационной системы Потребителя, интерфейсом которой является электронный сервис, который будет обращаться к запрашиваемому сервису Поставщика. Мнемоника ИС — это буквенно-цифровой код информационной системы Участника информационного взаимодействия, который присваивается ИС в процессе ее регистрации в СМЭВ;

3. Наименование Поставщика информации в СМЭВ – Поставщика электронного сервиса, к сервису которого запрашивается доступ;

4. Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием конкретных пунктов (частей, статей), подтверждающих основание получения доступа к электронному сервису (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Участника информационного взаимодействия об утверждении административных регламентов, соглашения об информационном обмене, иные правовые акты, предусматривающие информационное взаимодействие);

5. Наименование электронного сервиса с указанием идентификатора сервиса в СМЭВ (SID….);

6. Таблицу с указанным уровнем доступа к электронному сервису (полный уровень доступа ко всем операциям электронного сервиса или доступ к конкретным операциям электронного сервиса, перечисленным в таблице);

7. Подпись уполномоченного лица Потребителя, заверенную соответствующей гербовой печатью.

Как войти в личный кабинет СЦ?

Вход в личный кабинет Ситуационного центра (https://sc.minsvyaz.ru) возможен только представителям организаций, а не физическим лицам. Для входа в личный кабинет Ситуационного центра  перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Вход». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой  телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Войти как» нажать на строку с названием Вашей организации. Более подробно необходимые действия описаны в Инструкции по обеспечению доступа в личный кабинет СЦ.

На основании чего требуется электронный адрес smev@<домен организации>?

В соответствии с п. 5.1 Регламента СМЭВ 2.х и п. 9.1 Регламента СМЭВ 3.х:

Участник должен создать выделенный электронный почтовый ящик, предназначенный для переписки по вопросам СМЭВ. Адрес почтового ящика должен быть составлен следующим образом: smev@<домен>, где <домен> это домен, владельцем которого является Участник.

Запрос по электронной почте должен отправляться только с выделенного почтового ящика, предназначенного для переписки по вопросам СМЭВ, вида smev@<домен>, в противном случае он не будет рассмотрен.

Дополнительно напоминаем о том, что основным способом направления обращения является личный кабинет ситуационного центра. Для входа необходимо перейти на сайт: https://sc.minsvyaz.ru и нажать «Войти». На открывшейся форме авторизации в ЕСИА, ввести свой телефон (СНИЛС, e-mail) и пароль и, войдя в личный кабинет ЕСИА, на странице «Выбор роли» нажать на строку с названием Вашей организации.

Электронная почта является резервным способом направления обращения, который используется в случае недоступности https://sc.minsvyaz.ru.

Что такое ЕПГУ?

Единый портал государственных услуг

Назначение ЕПГУ:

  • Публикация информации о государственных услугах и государственных функциях на ЕПГУ в соответствии со сведениями, представленными в Сводном реестре услуг;
  • Предоставление формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции);
  • Обеспечение оплаты начислений и госпошлин, формирование статистической информации об оказании госуслуг органами исполнительной власти (ОИВ);
  • Обеспечение возможности пользования ЕПГУ слабовидящими гражданами и иностранцами;
  • Обеспечение возможности обучения новых пользователей работе с ЕПГУ;
  • Обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде, в том числе и с возможностью использования электронной цифровой подписи;
  • Обеспечение возможности осуществления мониторинга хода предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций;
  • Обеспечение возможности получения заявителем результатов предоставления государственных услуг (функций) в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом

Подробная информация

Ссылка на систему: https://www.gosuslugi.ru/

Что такое ГУЦ?

Информационная система головного удостоверяющего центра

Назначение системы:

  • Создание и контроль актуальности сертификатов электронной подписи аккредитованных удостоверяющих центров
  • Выполнение проверок сертификатов электронной подписи

Подробная информация

Ссылка на систему: e-trust.gosuslugi.ru

ВСЕ ВОПРОСЫ

Антон Трунович, руководитель направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет»

Более распространенная ситуация — по ходу реализации проект внедрения ситуационного центра вырождается в некий более специальный проект, такой как внедрение BI-платформы, поставляющей аналитическую отчетность руководству, внедрение ВКС и презентационных средств, внедрение отдельных инструментов мониторинга (видеомониторинга, мониторинга качества, мониторинга транспорта и пр.) или внедрение отдельных средств обеспечения инженерно-технической и информационной безопасности. Это было бы не так уж плохо, если бы не стоило как ситуационный центр и не создавало у руководства и инвесторов завышенных ожиданий.

Вопрос: А чего мы, собственно, должны ожидать от ситуационного центра? </h3>

Ответ лучше начать с определения того, чем ситуационный центр НЕ является. Не является он диспетчерской, инструментом ВКС с внушительных размеров видеостеной, не является он также ни системой мониторинга и предоставления аналитической отчетности, ни центром сбора данных или механизмом контроля исполнения. Ситуационный центр может включать в себя все вышеперечисленное и даже (на техническом уровне) являться суммой указанных компонентов, но при этом СЦ остается решением, направленным на повышение скорости принятия управленческих решений и дающим принципиальную возможность расширения круга решений, основанных на фактах. Повышение скорости при этом относится не только к задачам оперативного реагирования, но и к иным областям управления вплоть до стратегического планирования. Важно, что в контур управления должны входить не только этапы анализа и выработки решения, но и этапы его доставки, а также получения обратной связи от объекта управления.

На техническом уровне это означает необходимость сквозной автоматизации системы управления, включающей, как минимум, контуры:

  • мониторинга объектов управления;

Все эти контуры замкнуты, и за каждым стоит набор технических, методических и программных решений, которые должны работать совместно.

Теперь, осознав, чего мы можем лишиться (или уже лишились), мы можем поставить другой вопрос: как избежать ситуации, когда внедрение СЦ не повышает эффективность управления и результат близок к формальному?

Еще на этапе оценки перспектив внедрения ситуационного центра очень важно правильно выбрать партнера — технологическую компанию, понимающую специфику бизнеса и имеющую опыт системной интеграции и внедрения решений подобного класса. Как известно, любой молоток всюду видит гвозди, поэтому при выборе партнера стоит убедиться, что он не является заложником своей узкой технологической специализации. На этапе подготовки проекта партнер должен уметь внятно, не заостряя внимания на технической инфраструктуре, сформулировать видение результата, объясняющее, в чем будет состоять ценность внедрения СЦ для данной конкретной организации или бизнес-линии. Далее, когда на принципиальный вопрос, требуется ли организации именно ситуационный центр, дан положительный ответ, партнер должен участвовать в разработке модели зрелости СЦ, основанной на SMART-целях, вырабатываемых совместно с заказчиком. Модель зрелости, построенная вокруг предметно-функциональной модели СЦ, становится залогом согласованности и полноты понимания целей и границ проекта всеми участниками.

Когда магии не случилось </h3>

Оперативные, полные и наглядно представленные аналитические данные, столь необходимые для принятия управленческих решений и прогнозирования, — самый ценный ресурс, ради доступа к которому внедряется ситуационный центр. Этот ресурс основан на сведениях, получаемых из первоисточников, поэтому и СЦ предоставляет множество инструментов сбора, хранения, обработки и контроля качества этих сведений.

Внедряя ситуационный центр, мы ожидаем, что вся необходимая для принятия решений информация станет нам доступна по запросу. Порой этого не случается — потому что первичные сведения в реальности оказываются недоступны. Причин тому может быть много. Укажем наиболее распространенные.

1 .Исходных данных попросту нет. Например, они не учитываются ни в одной информационной системе и не сохраняются в архивах, а в контуре управления все время находятся производные (восстановленные) данные, которым не всегда можно доверять. Так, оценка доли брака на основе объема потребленных ресурсов, норм производства и данных по отгрузке полностью скрывает сведения о других видах потерь. Техническое решение в виде интеграционной компоненты ситуационного центра в этой ситуации бессильно, такие проблемы важно выявлять на стадии обследования и предусматривать необходимые организационные изменения, обеспечивающие учет всех требуемых данных.

2. Невозможен своевременный доступ к данным. Иными словами, нет данных необходимого уровня актуальности. Такая ситуация типична для любых сценариев с отложенной регистрацией (например, составление ведомостей в конце квартала) или ручной оцифровки части данных, с которой не может справиться предусмотренный в СЦ инструментарий машинной обработки. Как и в предыдущем случае, здесь требуется организационная подготовка.

3. Техническая недоступность данных. Данные как бы есть, но загрузить их нельзя. Такое может случиться, если, например, данные хранятся в не типовой или удаленной системе, для подключения к которой требуются не предусмотренные в проекте работы. Или когда данные существуют только в формате, предназначенном для ручной обработки. Как правило, вопросы технической недоступности данных могут быть решены интегратором, благо машинное обучение предоставляет очень широкие возможности по обработке неструктурированной информации на любых носителях. Проблемы возникают, когда проектные решения (и, соответственно, возможности) по интеграции фиксируются прежде, чем определяется потребность в данных. Так бывает при закупке коробочного решения, в случае некачественного или неполного обследования источников данных, при итерационном подходе, когда требования уточняются по ходу проекта, а бюджет ограничен и т.д.

4. Политическая недоступность данных. Эта ситуация своеобразна, но вполне реальна.Она возникает, когда отдельные участники процесса сопротивляются предоставлению актуальных данных, защищая свои интересы регламентными документами или просто саботируя задачу. Общее решение такой проблемы предложить сложно, можно лишь посоветовать обратить внимание на важность регламентации информационного взаимодействия и обеспечения дисциплины соблюдения регламента всеми участниками.

5. Недоступность защищенных данных. Процедура работы с данными для служебного пользования, секретной, совершенно секретной информацией и информацией особой важности может быть несовместима с целевой архитектурой и функциональными задачами ситуационного центра. Как правило, это результат ограничений проекта, реже — архитектурный просчет или результат изменения нормативных актов в сфере ИБ. Поэтому эксперты по информационной безопасности должны быть непременными участниками проекта внедрения СЦ на всех этапах.

Приведенный перечень, конечно, не полон. Довольно часто встречаются ситуации, когда доступная информация неполна, противоречива, недостоверна. Решение этих проблем — рутина интеграционного проекта СЦ, часто сопряженного с организационной трансформацией. Среди неявных проблем можно выделить непонимание того, какие именно данные нужны, и незнание того, где, собственно, эти данные в организации находятся (даже если они есть) или как обеспечить необходимый уровень дисциплины их ввода. Но эти проблемы обычно закрываются грамотно проведенным внедрением.

Общий вывод по обозначенному кругу проблем заключается в том, что интеграционной компонентой СЦ нельзя пренебрегать и что полноценное обследование должно быть завершено до того, как появятся технические решения, способные наложить ограничения на проект. Не менее важна организационная подготовка.

Если можно провести внедрение СЦ без трансформации процессов, следует задаться вопросом: «А все ли исходные данные у нас есть, хотя бы на бумаге?».

В погоне за трехмерным кроликом </h3>

Возможность работать с красиво и качественно визуализированными данными кажется очень привлекательной. Поворот трехмерной модели, отражающей, например, бюджетную эффективность, где прикосновение к любой диаграмме приводит к ее анимированному развертыванию, может доставлять истинное удовольствие. Однако грань между инфографикой, призванной обеспечить быстрое и полное восприятие ситуации, и игровой графикой, направленной на формирование визуального ряда, довольно тонка, а качественное различие весьма существенно.

Здесь важно учитывать два аспекта. Если ситуационный центр создается как регулярный механизм управления, то управленческая информация должна быть представлена емко и наглядно. Особенно заметны должны быть изменения в текущей ситуации. Графические приемы, иногда даже более удобные с точки зрения пользователя, могут рассеивать внимание, снижать концентрацию на главном и естественные навыки узнавания и сопоставления. Если акцент ставится на презентационной составляющей, предпочтительно, чтобы презентационный режим был дополнительным к основному, в котором используется проверенная инфографика. Помимо прочего, это позволит сократить издержки на визуализацию новой аналитической информации и доработку отчетности.

Тем не менее ключевым компонентом любой визуализации остается все та же аналитика, ведь, даже обладая всей полнотой данных, их сперва надо наделить смыслом в контексте конкретной проблемной области, а уже потом визуализировать. Это под силу только коллективу экспертов-аналитиков, обладающих не только глубоким пониманием предметной области, но и опытом работы с данными, по-разному организованными и разного качества. Такой коллектив необходимо растить.

«На игле» интегратора </h3>

Ситуационный центр создает огромный простор для совершенствования и наращивания возможностей системы управления, а внедрение СЦ — лишь первый шаг в долгосрочном партнерстве с интегратором. Но несмотря на большой потенциал такого сотрудничества формируются (часто по естественным причинам) механизмы зависимости от интегратора, который провел внедрение, или поставщиков специализированного ПО, вошедшего в поставку.

Ситуационный центр создает огромный простор для совершенствования и наращивания возможностей системы управления

Чтобы этого избежать, необходимо в первую очередь обратить внимание на участки с наибольшим количеством изменений. Это, во-первых, аналитическая отчетность, структура которой меняется с изменением потребностей управления, а во-вторых, система источников данных, обычно включающая множество развивающихся бизнес-систем. Чтобы не оказаться в ситуации, когда каждое изменение системы отчетности или подключение нового источника будет требовать доработки системы, следует заранее озаботиться включением в требования к СЦ средств самостоятельной настройки отчетности и поддержки открытого программного интерфейса (API), который позволил бы загружать в информационный фонд ситуационного центра данные из систем, разрабатываемых различными вендорами, посредством доработки на их стороне.

Безусловно, не удастся применить такой подход для решения сложных интеграционных задач или создания отчетов с обогащенным функционалом и новыми инструментами визуализации. Кроме того, этот подход выдвигает более высокие требования к уровню подготовки персонала ситуационного центра. Однако независимость от поставщика в решении сравнительно мелких, но часто возникающих задач позволяет не только снизить расходы, но и сократить время внедрения изменений, что порой является решающим фактором.

Из всего сказанного напрашивается вывод, что внедрение ситуационного центра — огромный, трудоемкий и сопряженный с большим количеством рисков проект. И да и нет. Порой дело обстоит совершенно не так: и в начинке ситуационного центра, и в плане его реализации, и в техниках компенсации рисков можно выделить многие опорные точки, позволяющие рассматривать такой проект как масштабный, но близкий к рутинному. В следующих статьях вы найдете наши рекомендации по упрощению и упорядочиванию процесса внедрения СЦ, позволяющие сфокусироваться на том, что действительно важно. Мы убеждены, что внедрение СЦ в организации — это не путешествие через тернии к звездам, а вполне прозрачная история успеха.

По материалам издания JET INFO.

Используемые источники:

  • https://sc-new.minsvyaz.ru/faq
  • https://sc-new.minsvyaz.ru/
  • https://vc.ru/services/109504-situacionnyy-centr-kak-instrument-upravleniya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116